Группировка масел по API
На сегодняшний день наиболее распространенной является система разделения масел для моторных агрегатов, подготовленная Американским Нефтяным Институтом в 1969 году. Классификация API базируется на разделении всех смазочных масел по трем основным группам, каждая из которых имеет определенный уровень качества и используется в определенных обстоятельствах.
Класс S включает масла для силовых агрегатов, работающих на бензине. Класс C предназначен для классификации по качеству и типу применения смазок дизельных установок. Масла в обоих классах расположены в хронологической последовательности. Класс EC состоит из материалов с повышенным уровнем энергосбережения. В данный класс входят масла современного типа, в состав которых входят компоненты малой вязкости и хорошей текучести. Данные масла позитивно влияют на уменьшение потребления топлива автомобилей с бензиновыми силовыми установками.
Каждая категория имеет дополнительные символы, идущие по алфавиту. Масла, входящие в первые два класса, имеют в маркировке два символа. Первый из них является главным, а второй показывает применимость масла для агрегатов другого типа. Пример подобной маркировки API SM/CF.
Категории смазок для бензиновых агрегатов
Категория API SN используется с 01.10.2010 года. Данный класс используется в настоящее время и характеризуется меньшей концентрацией фосфора, что дает возможность эффективнее нейтрализовать выхлопные газы, чем масла более ранней классификации. Кроме того, масла данной категории улучшают энергосбережение. Масла данного класса соответствуют маркам ACEA C2, C3 и C4, при этом не учитывается вязкость материалов.
Категория API SM используется с 30.11.2010 года. Масла данного типа используются в современных атмосферных либо турбированных агрегатах. В отличие от смазок группы SL, масла SM имеют большую сопротивляемость окислению и увеличивают ресурс моторного агрегата. Кроме того, данные масла лучше работают в условиях пониженных температур. Масла категории SM подходят для замены группы SJ и более старших вариантов. Класс сбережения материалов соответствует сертификации ILSAC.
Категория API SL содержит масла, которые применяются в автомобилях 2000 года выпуска и младше. Допускается использовать подобные материалы как в традиционных, так и в турбированных агрегатах, функционирующих на обедненном топливе. Масла данной группы соответствуют современным экологическим нормам и требованиям к энергосбережению. Аналогично категории SM, масла класса SL успешно заменяют SJ и более старые.
Категория API SJ содержит масла для моторов, выпущенных не ранее 1996 года и работающих на бензине. Рабочие жидкости можно заливать в легковой автотранспорт и грузовики малой тоннажности. Кроме того, допускается заправка двигателей микроавтобусов и спорткаров при условии соблюдения требований производителя. Серия удовлетворяет требованиям к уровню образования нагара и может работать в условиях пониженных температур. Может успешно заменять материалы класса SH и более ранние.
Категория API SH содержит масла, которые используются в автомобилях 1994 года выпуска и моложе. Класс моторных масел разрабатывался для замены категории SG и содержит более высокие требования к степени нагарообразования. Кроме того, масло имеет хорошую устойчивость к окислению, коррозии и может использоваться достаточно длительный период времени. Масло этого класса подходит для всех типов легковых автомобилей, небольших грузовиков и микроавтобусов. Является заменителем более раннего класса SG.
Категория API SG содержит масла для моторов, выпущенных не ранее 1989 года и работающих на бензине. Так же как и вышеуказанные категории, масло применяется во всех типах легкового транспорта, а также в легких грузовиках. В состав могут входить различные компоненты, позволяющие значительно улучшить эксплуатационные характеристики материала. Масла данной группы могут успешно заменять устаревшие классы.
Кроме вышеуказанных категорий, известно еще несколько классов смазок для бензиновых двигателей. Типы API SF, SE, SD, SC и SA включают масла для моторов автомобилей, выпускаемых с 1980, 1972, 1968, 1964 годов, а также в 30-ых годах и ранее соответственно. Как правило, современные смазочные материалы могут успешно заменить масла указанных классов, если появляется такая необходимость.
Категории смазок для дизельных агрегатов
Категория API CJ-4 используется с 01.10.2006 года. Предназначена для использования в агрегатах, работающих под большой нагрузкой. Мазки этой категории соответствуют требованиям в части выбросов вредных веществ и твердых фракций для агрегатов моложе 2007 года. Для масел указанной категории приняты предельно допустимые границы по уровню содержания золы – не более 1 процента, серы – не более 0,4 процента и фосфора – до 0,12 процента.
Данный класс является самым современным и содержит все требования, установленные для более ранних категорий. Двигатели данного стандарта являются наиболее экологичными из всей линейки дизельных агрегатов.
Категория API CI-4 является одним из наиболее современных классов моторных смазок для дизельных агрегатов. В данной линейке повышены нормативные значения предельно допустимой концентрации сажи. Кроме того, определены границы испаряемости и степени окисления. На стадии получения сертификата соответствия, смазывающая жидкость должна успешно пройти 17 различных испытаний.
Категория API CI-4 используется с 2002 года. Рабочие жидкости данной категории используются в большинстве дизельных установок современного типа, использующих различные принципы наддува и впрыска горючей смеси. Линейка смазок характеризуется наличием присадок, имеющих моющий и диспергирующий эффект. По сравнению с более ранними категориями, CI-4 более устойчив к окислению. Кроме того, пониженная летучесть и испаряемость положительно сказываются на уменьшении нагара. Масло хорошо прокачивается и повышает ресурс силового агрегата за счет более хорошего уплотнения и текучести. Разработка категории производилась в связи с появлением современных экологических требований, отличающихся повышенной жесткостью в оценке качества выхлопных газов.
Категория API CH-4 используется с 01.12.1998 года. Область применения – четырехтактные силовые агрегаты дизельного типа, способные функционировать на высоких скоростях. Масла данной категории удовлетворяют всем требованиям нормативных документов в части токсичности отработанного топлива.
Использование подобных смазок допускается как на территории Европы, так и в Америке. Масла используются в высококачественных агрегатах, которые перерабатывают солярку с содержанием серы не более 0,5 процента. Масла данного типа можно использовать и при менее качественном топливе, количество серы в котором превышает указанную величину.
Добавление специальных присадок позволяет увеличить ресурс клапанов и уменьшить скорость образования нагара. Масла подобного класса можно использовать в качестве замены более старых материалов.
Категория API CG-4 используется с 1995 года. Дизельные двигатели, работающие на маслах данной линейки, эксплуатируются в условиях повышенных нагрузок на седельных тягачах и автобусах. Линейка масел может использоваться для силовых агрегатов, работающих как на высококачественной горючей смеси, так и на более простой, с содержанием серы более 0,5 процента.
Использование подобных масел увеличивает ресурс силовой установки за счет пониженного образования нагара, отсутствия окисления и пенообразования. Маслами подобного типа можно заменять масла более ранних категорий. Основной недостаток масел данной линейки – это снижение ресурса при ухудшении качества горючей смеси. То есть чем хуже солярка, тем чаще придется менять масло.
Категория API CF-2 заливается в двухтактные дизельные агрегаты, способные успешно функционировать в суровых условиях, под воздействием значительных нагрузок. В состав входят присадки, позволяющие продлить жизнь таким элементам агрегата как цилиндры и кольца. Масла позволяют не допускать отложение нагара на поверхности двигателя. В некоторых случаях, при выполнении требований производителя, данные масла успешно заменяют более ранние.
Категория API CF-4 работает в дизельных установках 1990 года выпуска и ранее. Как правило, масло заливается в четырехтактные моторы, работающие на высоких скоростях. Материал может использоваться вместо масел линейки CE.
Различные присадки, обязательно присутствующие в масле, не только очищают от нагара, но и предотвращают его отложения на поршнях. Тягачи большого размера и мощности, выполняющие дальние рейсы по автомагистралям, используют масла данной линейки. В некоторых случаях допускается использование масла для бензиновых агрегатов.
Категория API CF содержит несколько классов, которые начали применяться в интервале между 1990 и 1994 годом. Масла данных линеек используются в дизельных установках с непрямым впрыском топлива. Допускается использование в агрегатах, работающих на солярке разного уровня очистки. Содержание серы в таком топливе может превышать 0,5 процента.
Отличительными особенностями данных классов являются меньшее количество отложений на внутренних элементах мотора, больший ресурс и отсутствие коррозии, что связано с наличием в маслах присадок. Прокачка масла может происходить как стандартным способом, так и при помощи турбины.
Категория API CE является устаревшей, так как применялась в дизельных двигателях, выпущенных до 1983 года. Как правило, подобные масла заливались в турбированные моторы большой мощности, имеющие высокие показатели компрессии. Частота вращения вала при этом особой роли не играла. Обычно агрегаты, работающие на серии CE, функционировали при высоком уровне нагрузки.
Категория API CD-II в настоящее время не используется. Класс введен в 1985 году для использования в двухтактных агрегатах большой и сверхбольшой мощности. Масла данной линейки заливались в оборудование сельскохозяйственного назначения. Отличались высокой степенью защиты от нагара и износа.
Категория API CD также является устаревшей линейкой для техники сельхозназначения. Применялась в турбированных и атмосферных агрегатах, имеющих достаточно высокий уровень компрессии. Масла невосприимчивы к качеству топлива и могли успешно заменять масла более ранних серий.
Категория API CC предназначалась для агрегатов средней степени нагруженности, работающих на солярке. Масла можно было использовать в атмосферных и турбированных моторах. Кроме того, допускалось использование масел в бензиновых агрегатах. Категория использовалась с 1961 года и защищала элементы двигателя от нагара и коррозии.
Категории API CB и CA являются устаревшими. Масла данных серий использовались в первой половине прошлого столетия для дизельных моторов средней и легкой степени нагрузки. При этом качество топлива не имело особого значения. Подобные масла допускалось использовать в бензиновых силовых агрегатах.