МАСЛА КОМПРЕССОРНЫЕ

Масла для компрессорного оборудования

Масла для заправки компрессорного оборудования делятся на несколько категорий в зависимости от назначения и условий эксплуатации:

  • Масла для поршневого и ротационного оборудования.
  • Масла для турбокомпрессорной техники.
  • Масла для холодильных установок.

Масла для поршневой и ротационной техники

Масла данного типа используются в компрессорном оборудовании, устанавливаемом на производственных объектах и автотранспорте. Масло и сжатый газ, разогретый до высокой температуры, вступают во взаимодействие в компрессорном оборудовании. Поэтому характеристики газа напрямую влияют на рабочие параметры и ресурс.

Масла в поршневом компрессорном оборудовании используются для смазки внутренних элементов, а также в качестве уплотнителя отсека сжатия. Движущиеся элементы конструкции смазываются индустриальными маслами. Компрессорные масла могут применяться в качестве единого смазывающего материала для оборудования с общей системой обеспечения работоспособности цилиндров и движущихся частей.

В соответствии с требованиями нормативных документов, в компрессорах общего назначения температура воздуха на выходе ступени сжатия не должна подниматься более 170 градусов. Для оборудования технологического назначения данная температура может быть на 10 градусов выше.

При таких условиях к маслу предъявляются особые требования обеспечения эффективной и безаварийной работы компрессорного оборудования. Масла должны быть устойчивы к окислению, препятствовать образованию отложений кокса в нагнетательных каналах оборудования. В большинстве случаев возгорание компрессорного оборудования происходит в связи с уплотнением смазывающей жидкости и отложением твердых материалов. Поэтому основным показателем масла является его устойчивость и сохранение рабочих характеристик при работе в условиях высоких температур.

Еще одним немаловажным параметром компрессорного масла является степень его вязкости. Данный показатель влияет на потери энергии, следовательно, на степень износа элементов компрессора. Кроме того, от вязкости масла зависит скорость запуска оборудования и рабочая температура.

Закоксовывание компрессора зависит от устойчивости масла к воздействию высокой температуры и степени вязкости. Как правило, менее вязкая жидкость прокачивается в системе с большей скоростью, что означает меньший объем отложений.

При использовании воздушного компрессорного оборудования существуют нормативы, регламентирующие периодичность очистки техники от кокса. На интервалы между проверками влияет качество масла. При этом максимально допустимая толщина слоя кокса не должна быть более 3 миллиметров при давлении до 1 Мпа. При увеличении давления допустимая толщина слоя отложений уменьшается.

На сегодняшний день бытует мнение о прямой зависимости температуры возгорания масла с его безопасностью при работе. На самом деле существуют различные варианты масла с разной температурой воспламенения. На безопасность влияют условия эксплуатации масла в компрессорном оборудовании.

В настоящее время существует классификация компрессорных смазок, предназначенных для работы в различных условиях:

  • Первая категория используется в умеренных режимах функционирования. Температура нагнетания такого оборудования не превышает 160 градусов.
  • Вторая категория аналогична первой. Отличается степенью нагрева, достигающей температуры 180 градусов.
  • Третья категория используется в тяжелых условиях и выполняет свои функции при температуре до 200 градусов.
  • Четвертая категория предназначена для оборудования повышенного давления. Температура нагнетания превышает уровень в 200 градусов.

В соответствии с общепринятой квалификацией выполняется маркировка компрессорных масел. Принадлежность к маслам для компрессорного оборудования обозначается литерой «К». Первая цифра обозначает принадлежность к одной из вышеперечисленный категорий. Исключение составляют масла первого типа. Цифра, нанесенная на маркировку после дефиса, обозначает степень вязкости.

Основные компрессорные масла

КС-19 изготавливается из нефти с низким содержанием серы. Очистка выполняется селективным способом. Заливается в компрессорные установки среднего и высокого уровня давления. Существует вариант масла КС-19, для изготовления которого используется парафинистая нефть с высоким содержанием серы. Такое масло также применяется в компрессорном оборудовании среднего и высокого давления.

КС-19П изготавливается из парафинистой нефти с высоким содержанием серы. Очистка выполняется селективным способом. В состав масла входит ионол, увеличивающий стойкость к окислению. Применяется в компрессорных установках среднего и высокого уровня давления.

К3-10 изготавливается из смеси различных сортов нефти с низким содержанием серы. Очистка выполняется селективным способом. В состав масла входят присадки, предотвращающие образование нагара в нагнетательном канале. Кроме того, добавление присадок повышает стойкость к окислению, образованию коррозии и пены. Масло используется в оборудовании с рабочей температурой до 200 градусов. Кроме того, масло применяется в ротационном оборудовании.

К3-10Н практически не отличается от варианта К3-10. В его состав входит специальная присадка, позволяющая использовать оборудование при пониженной температуре окружающей среды.

К2-24 производят на основе смешивания нефти, добытой в Волгоградской области и на территории Западной Сибири. Очистка выполняется селективным способом. Масло устойчиво к износу и окислению. Применяется для обеспечения работы многоступенчатого оборудования повышенного давления, такого как воздухоразделительные комплексы.

К3-20 изготавливается из нефти с низким содержанием серы. Очистка выполняется селективным способом. Присадки, входящие в состав продукта, уменьшают коксообразование, а также повышают качество и уменьшают пенообразование. Используется для обработки компрессоров с повышенным выделением тепла в условиях высокого давления.

К4-20 изготавливается из нефти с низким содержанием серы. Очистка выполняется селективным способом. Присадки, имеющиеся в масле, хорошо смазывают и повышают стабильность при работе в условиях высоких температур. Применяется в компрессорах корабельного типа, при наличии единого комплекса смазки движущихся частей и цилиндров.

К2-220 производят на основе смешивания шаимской нефти и сырья, добытого в Волгоградской области. Очистка выполняется селективным способом. Присадки, имеющиеся в масле, повышают ресурс масла и плохо окисляются и пенятся. Используется масло в воздушном компрессорном оборудовании.

Масла для турбокомпрессорного оборудования

Для использования в центробежном и турбокомпрессорном оборудовании лучше всего подходит специальное масло типа ТП-22С и ТП-22Б. Если оборудование выполнено в связке турбокомпрессора и редуктора, работающего под большой нагрузкой, рекомендуется масло с большей степенью вязкости. Как правило, это КП-6С.

Масла ТП-22Б и КП-8С используются при необходимости получения высокого уровня устойчивости окислению и образованию нагара. При перекачке аммиака данные типы масла являются наиболее востребованными.

Масла для холодильного оборудования

Масла, используемые в холодильных установках, должны соответствовать определенным требованиям, так как хладагент все время контактирует с жидкостью. Кроме того, в процессе эксплуатации температура и давление окружающей среды постоянно изменяется.

В холодильных системах используются натуральные и синтетические масла, имеющие низкую температуру замерзания. Кроме того, данные масла должны сохранять свои характеристики при высокой температуре и давлении. Эксплуатационные показатели смазок должны допускать их взаимное растворение с хладагентами. Кроме того, имеет значение температура, при которой происходит выпадение в осадок парафина. В разных типах смазок хлопья образуются при температуре от -40 до -55 градусов.

Важным параметром является степень агрессивного воздействия смеси масла и хладагента на металлические и другие детали, входящие в состав оборудования.

На сегодняшний день востребованы следующие марки смазок:

  • ХА-30, выполненная на основе дистиллятных и остаточных масел из нефти.
  • ХФ12-16 – масло на базе нефти с использованием присадок против окисления.
  • ХФ22-24 – масло высокой степени вязкости из нефти.
  • ХФ22С-16 – синтетика, в состав которой входит присадка против окисления.

Кроме вышеуказанных жидкостей, в компрессорном оборудовании холодильных установок может использоваться ВНИИНП ХС-40, а для оборудования промышленного применения допускается использование масла на основе нефти ХМ-35.